Лев Николаевич Толстой (1828-1910) — великий русский писатель, гордость России. На реверсе монеты расположено изображение Л.Н. Толстого и факсимиле писателя. Л.Н. Толстой оказал огромное влияние не только на русскую культуру, но и на мировой культурный процесс. Им созданы такие шедевры, как "Война и мир", "Анна Каренина", "Воскресение", "Детство", "Отрочество", "Юность", повести "Смерть Ивана Ильича", "Крейцерова соната", "Поликушка", "Отец Сергий", пьесы "Живой труп", "Власть тьмы", "Плоды просвещения" и др. А его знаменитый, начатый около двадцати лет и продолжавшийся до самой смерти "Дневник" — это своего рода "кардиограмма" духовной жизни великого человека, удивительно точная, потрясающая своей откровенностью и мучительными поисками истины. Толстой рано потерял своих родителей: мать умерла, когда ему не было еще двух лет; когда потерял отца, ему было девять лет — эта смерть "как будто в первый раз открыла ему горькую истину и наполнила душу отчаянием". Родители оставили ему не только старый дом в Ясной Поляне, но и богатейшую наследственность — двойной род (Толстые — отцовская линия, Волконская — материнская), очень знатный, старинный, происходивший от Рюрика, имевший в своей хронике сподвижников Петра Великого, генералов Семилетней войны, героев наполеоновских войн, декабристов, политических ссыльных; оставили семейные воспоминания, которым Толстой обязан рождению некоторых образов в романе "Война и мир": это старый князь Волконский, его дед по матери, представитель екатерининской знати, вольтерианской и деспотической; князь Николай Григорьевич Волконский, двоюродный брат его матери, раненный под Аустерлицем и подобранный на поле сражения на глазах Наполеона, как князь Андрей; его отец, имевший несколько общих черт с Николаем Ростовым, проделал наполеоновскую кампанию и был пленным во Франции; его мать, очевидно, послужила прототипом княжны Марьи (кроткая дурнушка с прекрасными, сияющими добротой глазами). Духовный рост Толстого был сложным и противоречивым. Он прошел через "пустыню отрочества". Он был одинок уже тогда. Один на один с самим собой, своими мучительными, бешеными страстями, со своим работающим на пределе возможного мозгом. За один только год пробует на себе все системы: как стоик, переносит физические страдания; как эпикуреец ударяется в разгул, потом верует в переселение душ, доходит до безумного отрицания всего и вся. "Бог дал мне все… богатство, имя, ум, благородные стремления… Я не сделал никакого преступления, но я сделал хуже: я убил свои чувства, свой ум, свою молодость. Была ли во мне какая-нибудь сильная страсть, которая бы извинила меня? Нет!…" — это слова князя Нехлюдова из "Записок маркера" (1856), двойника Толстого, который кончает самоубийством в игорном притоне. Князь Нехлюдов — любимый псевдоним Толстого. Он обозначает разных лиц в "Отрочестве" и "Юности", во "Встрече в отряде", "Люцерне", "Воскресении". Это различные воплощения Толстого в том, что он имеет лучшего и худшего. Толстой остро переживал разрыв с той средой, к которой принадлежал по рождению и воспитанию. Тонко и беспощадно рисует он ничтожество, лживость, праздность великосветских душ в романе "Война и мир". Бремя греха порой непосильно даже для них самих. Вот вопль князя Василия: "Сколько мы грешим, сколько мы обманываем, и все для чего? Мне шестой десяток, мой друг… Все кончится смертью, все. Смерть ужасна…". Смерть в 1860 г. любимого брата Николая потрясла Толстого, "пошатнула его веру в добро, во все", заставила отрицать искусство. "Искусство есть ложь, а я уже не могу любить прекрасную ложь…" (письмо Фету, 17 октября, 1860). Через несколько месяцев им был создан шедевр "Поликушка". Но все же Толстой недоволен собой, утомлен… "И я бы… пришел… к отчаянию… если бы у меня не было еще одной стороны жизни, не изведанной еще мною и обещавшей мне спасение — это была семейная жизнь". Предчувствие спасения выразилось еще в 1859 г. в мистерии любви "Семейная жизнь". Софья Андреевна Берс, будущая графиня Толстая, но сейчас ей всего 17, а ему за тридцать. Толстой три года боролся с собой. В "Анне Карениной" в сцене объяснения Кити и Левина — подлинные переживания Толстого и Софьи Андреевны, Толстой показал свой интимный "Дневник" невесте, и, подобно Кити, юная Софья Андреевна испытала горькое страдание. 23 сентября 1862 г. брак был заключен. Это начало важнейшей эпохи в жизни Толстого, длившейся до последнего его часа. "Счастье семейное поглощает меня" — "Мне так хорошо, так хорошо, так ее люблю"… ("Дневник", 5 января и 8 февраля 1863 г.). В этот период созданы "Война и мир" (1864-1869 гг.) и "Анна Каренина" (1873-1877 гг.). Но это не были годы покоя, довольства, благополучия. И виной тому — не Софья Андреевна. Толстой — колоссальная, мятежная натура, даже в лучшие часы мучившийся от своего несовершенства и стремившийся к совершенству, как к Богу. Уже в первых главах "Войны и мира", спустя год после свадьбы, князь Андрей признается Пьеру Безухову в своем разочаровании браком, любимая жена — н е в и н н ы й враг, невольное препятствие на пути нравственного развития. Наступает момент, когда Толстой всем, кроме греческого языка, недоволен. Изучает греческий язык с утра до ночи, открывает "прелестного Ксенофонта", Гомера, настоящего Гомера, а не Гомера переводчиков, "всех этих Фоссов и Жуковских…". Уходит в прежние философские и педагогические работы, четыре года ожесточенно работает над "Азбукой" для народа (огромный учебник из 4 книг в 800 с ) . И, наконец, мощная творческая энергия находит выход. Толстой приступает к написанию романа "Анна Каренина". Это — трагедия души, охваченной демонической силой любви. Власть этой силы такова, что все, помимо воли, испытывают мистический ужас: и юная Кити, и сам Вронский, и даже много испытавший Левин. Толстой наделил Левина своими идеями и своей биографией. Терзания Левина, его стремления к самоубийству, скрываемые от Кити, — все это сам Толстой скрывал от жены. "И, счастливый семьянин, здоровый человек, Левин был несколько раз так близок к самоубийству, что спрятал шнурок, чтоб не повеситься на нем…". "Любовь к семье и к писательству, которое я называл искусством, уже не сладки мне…" ("Исповедь"). Спасение пришло от народа. Толстой спросил себя, почему эти миллиарды существ избегают этого невыносимого отчаяния, почему не убивают себя? И понял: они живут не разумом, а верой. "Вера есть сила жизни" ("Исповедь"). Вера, но не церковь, дающая негласную санкцию человекоубийства — в войнах и смертных казнях, притом существование злобной нетерпимости церквей… (отлучение Толстого Св. Синодом состоялось 8 февраля 1901 г. Оно было вызвано главой "Воскресения" о богослужении и причастии.) Синод отлучил от церкви, но не от веры. Вот знаменитый ответ Толстого Св. Синоду: "Верю в Бога, которого понимаю, как дух, как любовь, как начало всего. …Верю в то, что истинное благо человека — в исполнении воли Бога. Воля же его в том, чтобы люди любили друг друга и вследствие этого поступали бы с другими так, как они хотят, чтобы поступали с ними… Верю в то, что смысл жизни каждого человека поэтому только в увеличении в себе любви…". В 80-е годы Толстой теоретически обосновал свое миропонимание, создал свою религиозно-философскую систему. К концу XIX в. Толстой стал всемирно известным писателем и мыслителем, имевшим почитателей и последователей не только в России, но и в Европе, Японии, Китае, Индии. Большой общественный резонанс имела его публицистика против русско-японской войны, смертной казни. В своих письмах к Александру III и Николаю II он резко протестовал против произвола и насилия самодержавной власти. Участвуя зимой 1882 г. в переписи населения, Толстой открыл для себя ужасающую картину жизни московской нищеты. "Так нельзя жить! Нельзя так жить! Нельзя!" ("Так что же нам делать?", 1884-1886 гг.). Он чувствует себя ответственным за их страдания, унижения, они — жертвы цивилизации, привилегиями которой он пользуется. В отчаянии, как спасти несчастных, Толстой начинает искать источник зла. Открывается ужасающая цепь: зараза роскоши, поразившая элиту общества; повсеместный соблазн жизни без труда; государство — это человекоубийственная единица, основанная насильниками для ограбления, порабощения человечества; церковь, что в союзе с элитой и государством; наука и искусство — их сообщники.. Целые армии З Л А …! С этого момента началась война против преступлений и обманов цивилизации, которую четверть века вел старый пророк из Ясной Поляны. Один. Вне всяких партий. По выражению Горького, "Толстой — это целый мир… Этот человек сделал поистине огромное дело: дал итог пережитого за целый век и дал его с изумительной правдивостью, силой и красотой". Мощная, грандиозная натура, остоянно набрасывающая на себя "аркан" воли и благоразумия и в силу этой мощи сбрасывающая его. Его грандиозность не могла вместиться в "прокрустово ложе" общественного мнения, он шел наперекор ему. При всей мощности это была удивительно тонкая натура, мучительно переживавшая бытие, "мир". Ближе к смерти он говорил: "Я не святой, и никогда не выдавал себя за такового". И его уход из Ясной Поляны — знак несмирения с общепринятым, с подчинением требованиям "мира", с большинством, которое может существовать только стадно. "Должен сказать (и это моя хорошая или дурная черта, но всегда бывшая мне свойственной), что я всегда противился невольно влиянием извне, эпидемическим…" (из письма Толстого П. Бирюкову). И тогда был один. И всегда. Как сказал о нем один из его современников — "восемьдесят тысяч верст, вокруг самого себя". Его уход — это попытка уйти от самого себя, каким он был — измученного противоречиями, страстями, к самому себе, настоящему, каким он всю жизнь стремился быть — достигшему совершенства. То есть к ИСТИНЕ. "Истина… Я люблю много… как они…". Это последние слова великого Толстого.
Вы можете купить 1 Рубль 1988 г. Л. Н. Толстoй в нашем магазине по адресу: СПб,
ул. Алтайская., д. 7, Ваш магазин «Хаборок» или заказать по тел. +79119211700
Доставка:
1 Рубль 1988 г. Л. Н. Толстoй мы доставляем в любую точку России.
Если вы закажете вместе с другими товарами нашего магазина на сумму более 5000 рублей, то доставка при предоплате будет для вас Бесплатно!
Мы отправляем 1 Рубль 1988 г. Л. Н. Толстoй Почтой РФ или курьерской службой.
Для товаров стоимостью менее 5000 р. Возможен Наложенный платеж
Доставка:
1 Рубль 1988 г. Л. Н. Толстoй мы доставляем в любую точку России.
Если вы закажете вместе с другими товарами нашего магазина на сумму более 5000 рублей, то доставка при предоплате будет для вас Бесплатно!
Мы отправляем 1 Рубль 1988 г. Л. Н. Толстoй Почтой РФ или курьерской службой.
Для товаров стоимостью менее 5000 р. Возможен Наложенный платеж
1 Рубль 1988 г. Л. Н. Толстoй
Артикул: 14471
120 руб.
Номинал: 1 рубль
Год: 1988
Состояние: XF
Монетный двор: ЛМД
Разновидность: 160 лет со дня рождения руского писателя Л.Н. Толстого
Материал: Cu-Ni
Гурт: две вдавленные надписи «ОДИН РУБЛЬ», между ними две вдавленные квадратные точки
Размеры: 31 мм
Вес: 12,8 г
Наличие: В наличии
Я обожаю собирать разные юбилейные монеты. Независимо от года выпуска и события, в честь
которого денежный знак был создан. Вот, пополнил свою коллекцию монетой «Л. Н. Толстой».
Прекрасный экземпляр – состояние очень хорошее. К тому же заплатил совсем недорого. Заказ
оформлял на местное почтовое отделение. Пришла посылка максимально быстро. Это меня
немного удивило. Надо ещё полистать, может, найду что-то новое и интересное. А за эту монетку
огромное спасибо!
Мне нравится творчество Льва Николаевича. При этом я ещё и коллекционер. Поэтому монета «Л. Н. Толстой», выпущенная к 160-летию со дня рождения великого русского писателя – двойной подарок для меня. Я давно хотел приобрести этот экземпляр, да все время попадались потрёпанные монетки, на которых практически ничего не было видно. А тут спросил у консультанта о состоянии лота. Он сказал, что состояние отличное. Так и есть. Этому сайту можно верить. Большое спасибо!