Низами Гянджеви Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф — азербайджанский поэт и мыслитель — родился около 1141 г. в г. Гянджа, одном из самых больших городов Азербайджана XII в., славившемся выделывавшимися там шелками. Звали его Ильяс, сын Юсуфа. Низами — поэтическое прозвище, избранное им по-тогдашнему обычаю. Этот псевдоним, или техаллус, поэты обычно вводили в последнее двустишие газели, тем самым подписывая свое произведение. Низами принадлежал к средним слоям городского населения, получил чрезвычайно разностороннее образование: прекрасно зная основные литературные языки той эпохи — арабский и персидский, владел философией, соединявшейся в то время с богословием, юридическими науками, , физикой, географией, астрономией, медициной. Низами писал на персидском языке. Его ранние газели, посланные им некоторым из правителей своего времени, имели огромный успех. Это давало ему возможность стать придворным поэтом одного из эмиров. Только состоявшие на службе поэты получали оплату за свои поэтические труды. Но при этом теряли так необходимую поэтическому дару свободу. Им предписывалось, что писать — подносить к праздникам пышные хвалебные касыды — оды. К тому же требовалось постоянное присутствие при дворе. А будучи на глазах у повелителя, легко можно было навлечь на себя его гнев, тем более, что между многочисленными придворными поэтами шла ожесточенная борьба за место под солнцем. Низами выбрал не двор. Низами выбрал Поэзию. А это означало суровый путь труда и лишений. Придворным поэтом он никогда не был, довольствуясь небольшими пособиями, которые ему назначали феодальные правители за посвященные им поэмы. Около 1173-1174 г. Низами закончил свое первое большое произведение — поэму "Сокровищницу тайн". Это своего рода "зерцало", советы венценосному читателю, как управлять страной. Каждая из 20 глав — бесед — является как бы проповедью, завершаемой притчей. Поэма направлена в Малую Азию правителю Эрзинджана — города в верхнем течении Евфрата, в 150 км к западу от Эрзерума, мелику Фахраддин Бахрамшаху. "Если бы было это возможно, то целые казнохранилища и сокровищницы послал бы в дар и награду за эту книгу, которая сложена в стихах, подобных жемчугам", — сказал восторженно мелик и отправил поэту щедрые дары "с доверенным лицом, которое было достойно вести с ним беседу". Но даров Низами не получил. Видимо, доверенное лицо умело не только вести беседы. Зато от другого правителя — мелика Дербента Низами получил удивительный дар — красивую кипчакскую рабыню Афак. Рабыня была свободолюбива, непокорна, упорно сопротивлялась всем домогательствам коронованных хозяев. Низами принял ее не как рабыню и наложницу, а как жену. В благодарность за это судьба послала ему еще более редкий дар, чем поэтический талант, — счастье. В 1177 г. Афак родила ему сына, названного Мухаммедом, о котором Низами пишет почти во всех своих поэмах. Но около 1180 г. Афак умерла. Все оставшиеся годы Низами жил в безутешном, величайшем отчаянии. Даже по прошествии двадцати лет изливал скорбь в жгучих, тяжких стонах. Эта любовь вдохновила его на написание поэмы "Хосров и Ширин", законченной около 1181 г. Это страстная песнь о любви. Прообраз прекрасной царевны Ширин — Афак. Низами не мог построить на могиле любимой "индийской гробницы". Но он создал ей памятник, который невозможно разрушить, которым любуется весь мир спустя века и века. Весть о замечательной поэме достигла всех феодальных дворов. Весной 1188 г. ширваншах Ахсатан из Шемахи заказал Низами поэму по мотивам старинного арабского предания о несчастных влюбленных Лейли и Меджнуне. Низами закончил поэму всего за 4 месяца. Ни одно из творений Восточных литератур не знало такого успеха. Помимо поэм Низами писал прекрасные газели — моноримические лирические стихотворения, состоящие из 5-12 бейтов, в первом из них рифмуются оба полустишия, далее рифмовка через строку. В последнем бейте упоминается имя автора. В одной из последних поэм Низами Гянджеви высказывает необыкновенно смелую для его времени мысль: как бы ни был хорош правитель, возможна еще более совершенная форма общества — общество равных, не знающее имущественного неравенства, а потому и не нуждающееся ни в каком правителе. Низами Гянджеви понимал, к какому важному обобщению он пришел, и поэтому придавал особое значение последней поэме, ставшей как-бы завещанием Низами Гянджеви — мыслителя, являвшегося не только носителем передовых, идей своего времени, но и во многом Опережавшего свою эпоху. Творчество Низами Гянджеви — бесценный вклад в сокровищницу культуры Востока и Запада. Эта целая эпоха в поэзии на языке фарси. Достаточно несколько строк из "Семи красавиц", чтоб почувствовать красоту, ощутить неувядаемость творений Низами: "Две есть матери: родная мать и мать-земля. Кровная лелеет сына, с милым все деля; Но отнимет силой сына мать-земля у ней. Двух имел Бехрам богатых сердцем матерей. Но земля любвеобильней, видимо, была: Так взяла его однажды, что не отдала Никому, ни даже кровной матери самой!.. Разум матери от горя облачился тьмой. Жар горячечный ей душу иссушил, спалил. И тогда старухе голос некий возгласил: "О, неистовствующая, как тигрица, мать! Что несуществующего на земле искать? Бог тебе на сохраненье клад когда-то дал; А пришла пора — обратно этот клад он взял. Так не будь невежественна, не перечь судьбе, С тем простись, что рок доверил временно тебе".
Вы также можете купить монету позвонив по тел. 8(812)9211700 или у нас в магазине по адресу: СПб, Ул Алтайская, д.7, магазин «Хаборок».
Приобрёл монету «Низами Гянджеви 850 лет». Меня сын попросил купить именно этот лот.
Он коллекционирует подобные предметы. У него уже около сотни различных экспонатов,
посвящённых известным личностям. Я намерено выбрал этот магазин монет, поскольку здесь монеты
стоят сравнительно недорого. Кроме того, доставка достаточно оперативная и товары находятся в
очень хорошем состоянии. Это уже третья моя покупка. Буду продолжать пополнять коллекцию
сына только на этом сайте.